Travel Tips
Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit.
Серия | Памятники архитектуры России |
---|---|
Дата выпуска | 01.06.2012 |
Номинал | 3 рубля |
Качество | пруф |
Металл, проба | серебро 925/1000 |
Масса общая, г | 33,94 (±0,31) |
Содержание химически чистого металла не менее, г | 31,10 |
Диаметр, мм | 39,00 (±0,30) |
Толщина, мм | 3,30 (±0,35) |
Тираж, шт. | 5 000 |
в центре - эмблема Банка России (двуглавый орёл с опущенными крыльями, под ним - надпись полукругом "БАНК РОССИИ"), обрамленная кругом из точек и надписями по кругу - вверху: "ТРИ РУБЛЯ", внизу: слева - обозначения драгоценного металла и пробы сплава, в центре - дата выпуска "2012 г.", справа - содержание химически чистого металла и товарный знак монетного двора.
в центральной части диска монеты, на зеркальном поле, обрамленном изображениями колонн со скульптурами у подножий - рельефное изображение пятиглавого собора, на матовых полосах вдоль канта - надписи, верху: "СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ СОБОР", внизу: "БЕЛОЗЕРСК".
Художник и скульптор: Л.А. Евдокимова.
Чеканка: Санкт-Петербургский монетный двор (СПМД).
Оформление гурта: 300 рифлений.
Серия: Памятники архитектуры России
Спасо-Преображенский собор, г. Белозерск Вологодской обл.
Каталожный номер:
Спасо-Преображенский собор построен во второй половине XVII в. (1668-1670-е гг.) на территории Белозерского кремля. Большой, несколько вросший в землю четверик венчают пять мощных луковичных глав на световых барабанах. С востока примыкает трехапсидный алтарь. Массивные стены очень скупо декорированы — пилястры членят плоскость стены на три прясла. На этом фоне выделяются перспективные порталы, явно тяготеющие к XVI в. Стены органично переходят в полуциркульные закомары. Пышно декорированы барабаны: маленькие округлые кокошники у основания, аркатурный пояс, орнаментальная кирпичная кладка — все говорит о стиле «узорочье», получившем распространение в XVII в.
Храм не дошел до наших дней в первоначальном виде. Во второй половине
XVIII в. проходила перестройка собора: были растёсаны и украшены новыми
наличниками оконные проемы храма, перестроена кровля основного объема и
алтарных апсид, пристроен притвор. Тогда же был размещён в соборе редкий
по красоте и целостности ансамбль монументально-декоративного искусства
Иконостас собора по своей форме восходит к триумфальной арке. Он кардинальным образом отличается от традиционных русских иконостасов, которые представляют собой сплошную преграду, отделяющую алтарь от помещения для молящихся и состоят из горизонтальных рядов икон. Поражает обилие золочёной резьбы, выполненной на высоком профессиональном уровне новгородскими резчиками. Скульптура выполнена местными мастерами.
Обычно иконостас завершается распятием. Здесь завершение уникальное — в фронтоне размещен Ковчег Завета, а выше вздымается к самому куполу скульптурная композиция на сюжет из первой главы «Откровения Иоанна Богослова»: припавший к земле Иоанн, в страхе смотрящий вверх — на «подобного Сыну Человеческому», окруженного семью горящими светильниками. К сожалению, коленопреклонённая фигура Иоанна Богослова утрачена.
Дореволюционные фотографии позволяют увидеть, каким богатым и пышным было убранство храма. У колонн, перед царскими вратами, размещались фигуры Аарона, Моисея и двух ангелов. В 1915 г. они были переданы белозерскими священнослужителями в Череповецкий музей. Царские врата были богато украшены. На них размещались три небольшие иконы в резных модульонах. Выше с помощью барельефов изображалась сцена «Благовещенья».
В 70-90-е гг. XX в. в Спасо-Преображенском соборе проводились реставрационные работы. В настоящее время памятник снова нуждается в реставрации.
Источник: официальный сайт Белозерского областного краеведческого музея: http://www.belozermus.ru/.