Search

Travel Tips

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit.

Lifestyle

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit.

Hotel Review

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit.

Спасо-Преображенский собор, г. Белозерск Вологодской обл. Спасо-Преображенский собор, г. Белозерск Вологодской обл. - другая сторона

Спасо-Преображенский собор, г. Белозерск Вологодской обл.

СерияПамятники архитектуры России
Дата выпуска01.06.2012
Номинал3 рубля
Качествопруф
Металл, пробасеребро 925/1000
Масса общая, г33,94 (±0,31)
Содержание химически чистого металла не менее, г31,10
Диаметр, мм39,00 (±0,30)
Толщина, мм3,30 (±0,35)
Тираж, шт.5 000

Аверс

в центре - эмблема Банка России (двуглавый орёл с опущенными крыльями, под ним - надпись полукругом "БАНК РОССИИ"), обрамленная кругом из точек и надписями по кругу - вверху: "ТРИ РУБЛЯ", внизу: слева - обозначения драгоценного металла и пробы сплава, в центре - дата выпуска "2012 г.", справа - содержание химически чистого металла и товарный знак монетного двора.

Реверс

в центральной части диска монеты, на зеркальном поле, обрамленном изображениями колонн со скульптурами у подножий - рельефное изображение пятиглавого собора, на матовых полосах вдоль канта - надписи, верху: "СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ СОБОР", внизу: "БЕЛОЗЕРСК".

Авторы

Художник и скульптор: Л.А. Евдокимова.
Чеканка: Санкт-Петербургский монетный двор (СПМД).
Оформление гурта: 300 рифлений.

Историко-тематическая справка

Памятные монеты Банка России из недрагоценных металлов

Памятные монеты Банка России из драгоценных металлов

Серия: Памятники архитектуры России

Спасо-Преображенский собор, г. Белозерск Вологодской обл.

Каталожный номер:5111-0235

Спасо-Преображенский собор построен во второй половине XVII в. (1668-1670-е гг.) на территории Белозерского кремля. Большой, несколько вросший в землю четверик венчают пять мощных луковичных глав на световых барабанах. С востока примыкает трехапсидный алтарь. Массивные стены очень скупо декорированы — пилястры членят плоскость стены на три прясла. На этом фоне выделяются перспективные порталы, явно тяготеющие к XVI в. Стены органично переходят в полуциркульные закомары. Пышно декорированы барабаны: маленькие округлые кокошники у основания, аркатурный пояс, орнаментальная кирпичная кладка — все говорит о стиле «узорочье», получившем распространение в XVII в.

Храм не дошел до наших дней в первоначальном виде. Во второй половине XVIII в. проходила перестройка собора: были растёсаны и украшены новыми наличниками оконные проемы храма, перестроена кровля основного объема и алтарных апсид, пристроен притвор. Тогда же был размещён в соборе редкий по красоте и целостности ансамбль монументально-декоративного искусстваXVIII-XIX вв.В убранстве интерьера сочетается стиль барокко и классицизм. Полихромная с позолотой скульптура, обильная золочёная декоративная резьба, сияющая на цветном фоне, яркая выразительная живопись создают эффект торжественности. Проект ансамбля был выполнен в Москве, предположительно в мастерской известного архитектора Матвея Казакова. В его составе: иконостас, надпрестольная сень, настенные и настолпные обрамления икон.

Иконостас собора по своей форме восходит к триумфальной арке. Он кардинальным образом отличается от традиционных русских иконостасов, которые представляют собой сплошную преграду, отделяющую алтарь от помещения для молящихся и состоят из горизонтальных рядов икон. Поражает обилие золочёной резьбы, выполненной на высоком профессиональном уровне новгородскими резчиками. Скульптура выполнена местными мастерами.

Обычно иконостас завершается распятием. Здесь завершение уникальное — в фронтоне размещен Ковчег Завета, а выше вздымается к самому куполу скульптурная композиция на сюжет из первой главы «Откровения Иоанна Богослова»: припавший к земле Иоанн, в страхе смотрящий вверх — на «подобного Сыну Человеческому», окруженного семью горящими светильниками. К сожалению, коленопреклонённая фигура Иоанна Богослова утрачена.

Дореволюционные фотографии позволяют увидеть, каким богатым и пышным было убранство храма. У колонн, перед царскими вратами, размещались фигуры Аарона, Моисея и двух ангелов. В 1915 г. они были переданы белозерскими священнослужителями в Череповецкий музей. Царские врата были богато украшены. На них размещались три небольшие иконы в резных модульонах. Выше с помощью барельефов изображалась сцена «Благовещенья».

В 70-90-е гг. XX в. в Спасо-Преображенском соборе проводились реставрационные работы. В настоящее время памятник снова нуждается в реставрации.

Источник: официальный сайт Белозерского областного краеведческого музея: http://www.belozermus.ru/.