Travel Tips
Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit.
Серия | История русской авиации |
---|---|
Дата выпуска | 31.05.2016 |
Номинал | 1 рубль |
Качество | пруф |
Металл, проба | серебро 925/1000 |
Масса общая, г | 8,53 (±0,09) |
Содержание химически чистого металла не менее, г | 7,78 |
Диаметр, мм | 25,00 (±0,20) |
Толщина, мм | 2,20 (±0,20) |
Тираж, шт. | 3 000 |
на зеркальном поле диска – рельефное изображение Государственного герба Российской Федерации, над ним вдоль канта – надпись полукругом: "РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ", обрамленная с обеих сторон сдвоенными ромбами, внизу под гербом: слева – обозначения драгоценного металла и пробы сплава, справа – содержание химически чистого металла и товарный знак монетного двора, внизу в центре в три строки – надпись: "БАНК РОССИИ", номинал монеты: "1 РУБЛЬ", год выпуска: "2016 г.".
на цветном участке матового поля диска – рельефное изображение летящего одномоторного винтового истребителя, справа от него – надпись "ЛА-5", вверху вдоль канта – надпись: "ИСТОРИЯ РУССКОЙ АВИАЦИИ".
Художники: Е.В. Крамская (аверс), А.А. Брынза (реверс).
Скульпторы: А.А. Долгополова (аверс), А.Н. Бессонов (реверс).
Чеканка: Санкт-Петербургский монетный двор (СПМД).
Оформление гурта: 200 рифлений.
Серия: История русской авиации
ЛА-5
Каталожный номер: 5109-0116
Ла-5 - один из самых легкоуправляемых военных истребителей прошлого столетия, обладал исключительно высокими маневренными качествами, отлично держался в глубоком вираже, имел неплохую скорость. Этот самолет, вооруженный двумя синхронными 20-мм пушками ШВАК, позволил нашим пилотам впервые с начала Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. на равных вести борьбу с любым немецким истребителем, изменив тактику воздушного боя с оборонительной на активную наступательную.
Началом разработки самолета можно считать конец 1941 г., когда в ОКБ С.А. Лавочкина проводились работы по модернизации истребителя ЛаГТ-3, уже не отвечавшего требованиям современного воздушного боя. Еще летом 1941 г. в конструкторское бюро были переданы чертежи винтомоторной группы М-82, разработанные Н.Н. Поликарповым для истребителя И-185. Использование надежного серийного двигателя мощностью 1700 л.с. должно было значительно улучшить летные качества самолета. Однако мотор М-82 не вписывался в разработанный фюзеляж. Конструкторам удалось в короткий срок найти решение проблемы и установить тяжелый двухрядный звездообразный двигатель без значительных изменений конструкции, избежав срыва серийного производства и снижения выпуска истребителей для фронта. За основу был принят планер самолета ЛаГГ-3 без изменения его конструкции, геометрии и размеров, с использованием большинства серийных узлов и агрегатов. Установка нового двигателя позволила значительно улучшить маневренные характеристики, увеличить скороподъемность и максимальную скорость, особенно на вертикалях. Весной 1942 г. были успешно проведены всесторонние государственные испытания машины. В конце апреля 1942 г. Государственным Комитетом Обороны было принято решение начать серийное производство нового истребителя, получившего обозначение Ла-5.
Конструкция всех модификаций Ла-5 была цельнодеревянной и почти не содержала дефицитных материалов. Двигатель воздушного охлаждения обладал высокой надежностью и живучестью. Приборное оборудование позволяло пилотировать истребитель ночью и в сложных метеоусловиях. В ходе серийного производства самолет постоянно совершенствовался: последовательно устанавливались двигатели М-82Ф и М-82ФН, улучшались аэродинамические свойства машины и защита пилота, снижался полетный вес. Особо следует отметить изменение формы фонаря кабины и понижение гаргрота, улучшивших обзорность, а также замену деревянного лонжерона крыла на металлический. Всего было выпущено около десяти тысяч Ла-5 всех модификаций. Самолет понравился фронтовым летчикам своей простотой, надежностью и неприхотливостью. Они единодушно отмечали высокие летно-технические качества машины. Практически на всех основных высотах, вариант Ла-5ФН обладал преимуществом над основным немецким истребителем Мессершмитт Bf 109G в маневре на вертикалях, а при маневрировании по горизонтали заходил ему в хвост на дистанцию прицельного огня. Самолет заслужил высокую оценку не только советских и немецких летчиков, но и английских авиаспециалистов. Они назвали Ла-5ФН лучшим фронтовым истребителем Второй мировой войны, не имевшим себе равных на Восточном фронте.
Источник: http://www.airaces.ru/.